ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

2.2. Дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя - логопеда,
направляются на городскую ПМПК по рекомендации специалистов МБДОУ, с согласия
родителей (законных представителей) на основании заявления.
2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных
представителей) на основании заявления и заключения, полученного по результатам
обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.
2.4. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в
развитии речи:
- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
- фонетическое недоразвитие (ФН);
2.5. В логопедическую группу зачисляются, как правило, дети одного возраста (5-6 лет в
старшую группу) и уровня речевого развития. Во внеочередном порядке в логопедическую
группу зачисляются воспитанники, посещающие МБДОУ детский сад — ЦРР № 35 «Золотой
ключик»» и имеющим тяжелые нарушения речи. При условии недоукомплектованности
группы в логопедическую группу детского сада зачисляются дети из других детских садов
города, имеющие заключение ПМПК.
2.6. Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется ПМПК в
зависимости от тяжести речевого дефекта и динамики коррекции речевого нарушения и может
составлять 1-2 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе до 3
лет - в связи с возрастом и при сложных дефектах речи, по решению ПМПК и согласию
родителей (законных представителей).
2.7. Предельная наполняемость логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями
речи – не более 12 человек с ФФН – не более 15 человек.
2.8. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не
подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку психического развития;
- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные
учреждения общего типа.
2.9. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет
речевую карту.
2.10. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые
(фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Организация
занятий учителя-логопеда рекомендуется в первой половине дня с 9.00 до 13.00
2.11. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с общеобразовательной
программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции нарушений речи детей.
2.12. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне
занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного
учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических
особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.13. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью
нарушения речевого развития детей.
2.14. Предусматриваются два вида занятий, проводимых логопедом:
- по формированию связной речи;
- произношения.
Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения.

В первом периоде обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) фронтальные занятия (с подгруппой)
по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
проводятся два раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - только
индивидуально.
Во втором периоде обучения (декабрь, январь, февраль) речевые возможности детей
возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и
развитию речи проводятся три раза в неделю, а фонетические - один раз.
В третьем периоде (март, апрель, май) акцент переносится на развитие самостоятельной
связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по
овладению детьми звуковым анализом и синтезом.
В этот период фронтальные занятия проводятся пять раз в неделю: три раза - по
формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и два раза по формированию правильного звукопроизношения.
Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности
органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в
подгруппе.
2.16. Подгрупповые занятия проводятся:
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в
неделю;
2.17. Продолжительность группового логопедического занятия:
- в старшей группе - 20-25 минут;
2.18. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность
индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.19. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между
индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.20. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия
воспитателя по заданию учителя-логопеда
2.21. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется после окончания срока освоения
коррекционно-логопедического обучения и освоения общеобразовательной программы
дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции
нарушений речи детей, а также основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
2.22. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической
работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей),
направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.23. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе
несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующая
муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением.
3. Руководство коррекционной деятельностью.
3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда, логопедической группой
осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующая ДОУ:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической
работы;

- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее или
среднее специальное педагогическое образование, первую или высшую квалификационную
категорию и прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с
нарушениями речи, а так же опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической
литературой.
3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам,
координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов
осуществляет районный методист-логопед и заместитель заведующей по воспитательной
работе МБДОУ.
3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической
работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на
курсах повышения квалификации и др.
4. Права и обязанности учителя-логопеда
4.1. В штат муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения вводится
должность учителя-логопеда из расчета 1 единица и две ставки воспитателя на каждую группу
детей, имеющих нарушения речи.
4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов
переподготовки по специальности «логопедия».
4.3. Учитель-логопед назначается на должность и увольняется с нее заведующей МБДОУ в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей
с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в
логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями
речи.
4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного
образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает
рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности
ребенка.
4.6. Учитель-логопед:
- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного
образовательного учреждения;
- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей
(законных представителей) ребенка;
- комплектует группы детей для занятий в логопедической группе;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи,
осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению
нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической
консультации с целью определения в специальные группы;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы
дошкольного образовательного учреждения;
- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методистулогопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении и результатах
коррекционно-развивающей работы;
- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с
учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с
педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских
поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

- информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного
учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных
представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической
работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и
методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим
нормативным документам.
4.7. Учитель-логопед МБДОУ
пользуется всеми льготами и преимуществами
(продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты),
предусмотренными законодательством Российской Федерации.
4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы)
учителя-логопеда, работающего в логопедической группе муниципального дошкольного
образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической
работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для
консультативной работы).
4.9. Учитель-логопед ведёт документацию:
- годовой план;
список детей логопедической группы с заключением ПМПК;
- перспективный план работы с детьми, имеющими ФФН;
- расписание занятий;
речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекции
выявленных речевых нарушений;
- индивидуальные тетради для занятий с детьми;
- тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы;
- перспективный план коррекционной работы с детьми;
- рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий;
- индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями.
- журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;
- отчет о результатах проведенной работы за год;
- протоколы ПМПК зачисления воспитанников в группы и выпуска;
- журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи;
с указанием возраста и характера речевого нарушения;
- график работы учителя-логопеда, утвержденный заведующей.
5.Участнпки образовательного процесса логопедической группы
Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их
родители (законные представители), педагоги и специалисты МБДОУ.
5.1. Родители (законные представители):
-имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,
-знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей;
-принимают активное участие по преодолению речевых недостатков.
5.2. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и
коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители)
по вопросам развития речи.
5.3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей
с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в
логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями
речи.
5.4. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного
образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает

рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности
ребенка.
5.5. Воспитатель логопедической группы:
-закрепляет приобретенные навыки;
-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание,
технологии в повседневную жизнь детей;
-планирует и организует общеобразовательные занятия.
Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей
приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в
работе логопеда.
5.6. Педагог-психолог:
-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие
в воспитании и обучении ребенка;
-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими
недоразвитие речи.
5.7. Музыкальный руководитель:
-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое
дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
5.8. Инструктор по физической культуре
- способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
- совершенствует координацию основных видов движения;
- развивает общую и мелкую моторику.
6. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами.
6.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с
детьми, индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами
коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки.
7. Материально-техническое и финансовое обеспечение
7.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного
учреждения.
7.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение отвечающее санитарногигиеническим нормам.
7.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием (зеркало с
дополнительным освещением).
7.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание,
ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного
учреждения.
7.5.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели)
используется этиловый спирт.
7.6.Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных
учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в
соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).
7.7.Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений
повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими
отклонения в развитии речи.
7.8. Воспитателям, работающим в логопедической группе дошкольного образовательного
учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми,
имеющими отклонения в развитии речи.

7.9. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с
детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады)
повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах.
7.10.Заведующей и зам. заведующей по воспитательной работе муниципальным бюджетным
дошкольным образовательным учреждением, создающим необходимые условия для
функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в
размере 15% при наличии 2 и более групп.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575822

Владелец

Никколова Ася Михайловна

Действителен

С 20.04.2021 по 20.04.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».