2.2. Дети, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя - логопеда, направляются на городскую ПМПК по рекомендации специалистов МБДОУ, с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления. 2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и заключения, полученного по результатам обследования ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения. 2.4. В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи: - фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН); - общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии; - фонетическое недоразвитие (ФН); 2.5. В логопедическую группу зачисляются, как правило, дети одного возраста (5-6 лет в старшую группу) и уровня речевого развития. Во внеочередном порядке в логопедическую группу зачисляются воспитанники, посещающие МБДОУ детский сад — ЦРР № 35 «Золотой ключик»» и имеющим тяжелые нарушения речи. При условии недоукомплектованности группы в логопедическую группу детского сада зачисляются дети из других детских садов города, имеющие заключение ПМПК. 2.6. Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется ПМПК в зависимости от тяжести речевого дефекта и динамики коррекции речевого нарушения и может составлять 1-2 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе до 3 лет - в связи с возрастом и при сложных дефектах речи, по решению ПМПК и согласию родителей (законных представителей). 2.7. Предельная наполняемость логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи – не более 12 человек с ФФН – не более 15 человек. 2.8. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие: - недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; - деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза; - грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы; - нарушения общения в форме раннего детского аутизма; - задержку психического развития; - заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа. 2.9. На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту. 2.10. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. Организация занятий учителя-логопеда рекомендуется в первой половине дня с 9.00 до 13.00 2.11. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи детей. 2.12. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. 2.13. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей. 2.14. Предусматриваются два вида занятий, проводимых логопедом: - по формированию связной речи; - произношения. Количество этих занятий меняется в зависимости от периода обучения. В первом периоде обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) фронтальные занятия (с подгруппой) по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся два раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения - только индивидуально. Во втором периоде обучения (декабрь, январь, февраль) речевые возможности детей возрастают: фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи проводятся три раза в неделю, а фонетические - один раз. В третьем периоде (март, апрель, май) акцент переносится на развитие самостоятельной связной речи, активизируется работа не только по закреплению поставленных звуков, но и по овладению детьми звуковым анализом и синтезом. В этот период фронтальные занятия проводятся пять раз в неделю: три раза - по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи и два раза по формированию правильного звукопроизношения. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю: - с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи; - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи; - с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе. 2.16. Подгрупповые занятия проводятся: - с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю; - с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю; 2.17. Продолжительность группового логопедического занятия: - в старшей группе - 20-25 минут; 2.18. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком. 2.19. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. 2.20. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда 2.21. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется после окончания срока освоения коррекционно-логопедического обучения и освоения общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи детей, а также основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.22. В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. 2.23. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. 3. Руководство коррекционной деятельностью. 3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда, логопедической группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения. 3.2. Заведующая ДОУ: - обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы; - подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее или среднее специальное педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи, а так же опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. - обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой. 3.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет районный методист-логопед и заместитель заведующей по воспитательной работе МБДОУ. 3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др. 4. Права и обязанности учителя-логопеда 4.1. В штат муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица и две ставки воспитателя на каждую группу детей, имеющих нарушения речи. 4.2. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия». 4.3. Учитель-логопед назначается на должность и увольняется с нее заведующей МБДОУ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. 4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка. 4.6. Учитель-логопед: - обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения; - обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка; - комплектует группы детей для занятий в логопедической группе; - проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; - готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы; - осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения; - представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методистулогопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы; - поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций; - информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы; - ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи; - участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения; - повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 4.7. Учитель-логопед МБДОУ пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации. 4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы). 4.9. Учитель-логопед ведёт документацию: - годовой план; список детей логопедической группы с заключением ПМПК; - перспективный план работы с детьми, имеющими ФФН; - расписание занятий; речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений; - индивидуальные тетради для занятий с детьми; - тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы; - перспективный план коррекционной работы с детьми; - рабочие планы подгрупповых и индивидуальных занятий; - индивидуальные тетради для домашних занятий и взаимосвязи с родителями. - журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми; - отчет о результатах проведенной работы за год; - протоколы ПМПК зачисления воспитанников в группы и выпуска; - журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи; с указанием возраста и характера речевого нарушения; - график работы учителя-логопеда, утвержденный заведующей. 5.Участнпки образовательного процесса логопедической группы Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты МБДОУ. 5.1. Родители (законные представители): -имеют право защищать законные права и интересы ребенка; -принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом, -знакомятся с характером коррекционных методов обучения детей; -принимают активное участие по преодолению речевых недостатков. 5.2. Педагоги ДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законные представители) по вопросам развития речи. 5.3. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи. 5.4. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка. 5.5. Воспитатель логопедической группы: -закрепляет приобретенные навыки; -отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей; -планирует и организует общеобразовательные занятия. Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе логопеда. 5.6. Педагог-психолог: -оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка; -внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи. 5.7. Музыкальный руководитель: -развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения; -участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; -стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг. 5.8. Инструктор по физической культуре - способствует оздоровлению и закаливанию детского организма; - совершенствует координацию основных видов движения; - развивает общую и мелкую моторику. 6. Работа с родителями (законными представителями) и педагогами. 6.1. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми, индивидуальные и тематические консультации по овладению конкретными приемами коррекционно-речевой работы с ребенком, собрания, тематические выставки. 7. Материально-техническое и финансовое обеспечение 7.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения. 7.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение отвечающее санитарногигиеническим нормам. 7.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием (зеркало с дополнительным освещением). 7.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения. 7.5.Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) используется этиловый спирт. 7.6.Оплата труда учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений осуществляется в диапазоне 8-14 разрядов Единой тарифной сетки, в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями). 7.7.Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. 7.8. Воспитателям, работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. 7.9. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедических группах. 7.10.Заведующей и зам. заведующей по воспитательной работе муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, создающим необходимые условия для функционирования логопедических групп, производится повышение должностных окладов в размере 15% при наличии 2 и более групп. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575822 Владелец Никколова Ася Михайловна Действителен С 20.04.2021 по 20.04.2022