Программа Оригами

1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развитии ребенка № 35
«Золотой ключик»
Рассмотрена
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г

Утверждена
Заведующая
МБДОУ детский сад №35
_______Никколова А.М.
«29» августа 2024 г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебный мир бумаги»
Возраст обучающихся 5 -6 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор составитель:
Педагог дополнительного
образования: Рзаева Е.Ф

г. Моздок
2024-2025 г.
2

1.Пояснительная записка:
Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет
избежать переутомления дошкольников.
Искусство оригами не только развлечение. Работа с бумажными фигурками развивает мелкую
моторику детей и так же важнейшие психические процессы как внимательность, память, мышление,
воображение. Оно прививает художественный вкус, развивает пространственное мышление, творчество и
логические способности. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности,
целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
Согласно ФОП ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное
развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра,
изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития
творческой личности, согласно ФОП, является создание различных поделок своими руками – такая
деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного
управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного
освоения дошкольником программы начального образования в будущем. Сегодняшнее время вносит свои
коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто
в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии,
поэтому оригами как нельзя кстати соответствует современным запросам.
1.1 Направленность – Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир бумаги» (далее
Программа) реализуется в рамках художественной направленности
1.2.Адресат программы: Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир бумаги» рассчитана
на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
1.3.Новизна программы
Одним из основных условий реализации образовательной программы «Волшебный мир бумаги» «является
соблюдение возрастных особенностей детей, в том числе преобладание игровой формы организации занятий
тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети
углубляют свои познания о природе.
1.4Актуальность программы – в создании условий для развития личности ребенка, развитии
мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и
3

культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и
физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с
возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами
обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность,
скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных
элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц,
манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к
письму.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством
оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Каждое занятие сопровождается небольшим рассказом о предмете (например, животном), фигурку
которого детям предстоит сложить, и, таким образом, имеет помимо практической еще и познавательную
направленность. Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами:
начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата
(прямоугольника); в процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в
другую. Работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы,
вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. Получают знания зоологического
характера. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой
моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом
индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а
в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает
необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение
приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение
действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию
игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по
4

знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще
далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями
(угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными
терминами. Дети могут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что
необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого, дети узнают много нового, что относится к геометрии
и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по
вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая
стороны к противоположным углам.
Кроме того, оригами — неожиданная игра с сюрпризами, создаваемая по чётким законам математики. Если
сложить листочки бумаги точно по линиям и аккуратно прогладить каждую складку, то можно получить
оригинальную поделку — изящного журавлика, забавного поросёнка… Фигурки получаются яркие,
образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.
Программа “Волшебный мир бумаги” – комплексная, включающая деятельность по конструированию из
бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная
деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя
свой замысел, находя средства для его воплощения.
Значение оригами для развития ребенка:

Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное
складывание.

Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.

Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления
поделки, учит следовать устным инструкциям.

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить
последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол,
сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
5

Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются
фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы
понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и
фантазию.

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению
бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетнотематических
композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
1.5. Отличительные особенности
Отличительными особенностями программы является расширение деятельности по освоению
технологии оригами, комбинирование разных приемов работы с бумагой, что активизирует творческое
мышление, открывает перспективу творческого развития обучающихся. Одним из условий освоения
программы является стиль общения педагога на основе личностно-ориентированной модели. Программа
предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение
познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат
деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Содержание и материал программы
дополнительного образования организован по принципу дифференциации в соответствии с базовым уровнем
сложности.
1.6. Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в
трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому
оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных
традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие
способности обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто
повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей
художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого.


6

Уровень освоения программы – базовый
Цель программы – Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как
художественного способа конструирования из бумаги.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
-Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона,
вершина и т.д . и базовыми формами оригами.
-Формировать умения следовать устным инструкциям.
-Обучать различным приемам работы с бумагой.
-Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
-Развивать пространственное воображение
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
-Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
-Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и
экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. ,
Объем и сроки освоения программы
Программа «Волшебный мир бумаги» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 5-6 лет.
В кружке должно заниматься не более 14 человек.
Срок реализации программы 1 год. 36 недель, 9 месяцев
7

Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период проводятся с детьми 8 занятий по 25 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 25 минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических
пауз (5-8 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую
работу детей.
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать 5-10 минут. Это должны быть
рассказы, дискуссии самих обучающихся. Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для
контрольного опроса можно применять «карточки – задания», ответы на которые должны быть краткими и
понятными.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на каждом этапе обучения ощутить
чувство внутреннего удовлетворения и добиться определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с самостоятельной практической
деятельности детей в данной программе используются основные формы обучения:
•
Интегрированные занятия;
•
Практические занятия;
•
Игровые формы организации занятий;
•
Выставки;
•
Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется
практическим освоением темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые игры,
конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов
позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
8

Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические методы обучения:
•
Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с литературой; просмотр
фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное назначение метода – организация усвоения информации
обучаемым путем сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия.
•
Репродуктивный (практические упражнения и задания; алгоритмы; программирование). Основное
назначение опыта – формирование навыков и умений использования и применения научных знаний. Суть
метода состоит в повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога.
•
Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа; случайный поиск, организующий
понятия; контрольные вопросы и др. Основное назначение метода – постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.
•
Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект). Сущность метода – обеспечение
организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
•
Игровой - используется при реализации программы в следующих случаях:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором
складываются и совершенствуется самоуправление поведением).
Критерии и показатели результатов программы:
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знание различных техник бумагопластики: оригами, аппликация,
-применение приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских),
технологических и организационных задач;
- умение работать с различными материалами и инструментами в данной
области декоративно-прикладного творчества;
- умение рационально использовать учебную и дополнительную
9

техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов
труда.
Личностные результаты:
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности.
Межпредметные результаты:
-самостоятельно выполнять практическую работу по предложенному плану
с опорой на образцы, рисунки, схемы;
-умение использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов.
Предполагаемы результаты:

Знать

Воспитанник
должен

Базовая программа

 места что такое оригами;
 различные приемы работы с
бумагой: сгибание,
многократное складывание,
надрезание;
 основные геометрические
понятия: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона,
вершина;
 базовые формы оригами:
треугольник, квадрат,
книжка, дверь, дом;
 правила безопасности при
работе с клеем, ножницами;

Компонент ДОУ

Особенности и различные виды
бумаги: калька, картон, бумага
для принтера, цветная бумага
для ксерокса, рифленый картон,
обёрточная бумага,
обои. Принцип создания книг,
коробок. Иметь начальное
представление о дизайне,
декоративно – прикладном
искусстве.

10

Национально – региональный компонент

Назначение бумаги и
использование бумажных изделий
в повседневной жизни.

Уметь

простейшие правила организации
рабочего
 что такое оригами;
 различные приемы работы с
бумагой:
сгибание,
многократное складывание,
надрезание;
 основные
геометрические
понятия:
круг,
квадрат,
треугольник, угол, сторона,
вершина;
 базовые формы оригами:
треугольник,
квадрат,
книжка, дверь, дом;
 правила безопасности при
работе с клеем, ножницами;
 простейшие
правила
организации рабочего места.

Ценить свой труд и труд другого
человека. Бережно относиться
книгам, картинам, предметам
окружающего нас предметного
мира. Заботиться о домашних
животных. Сотрудничать с
товарищами при создании
коллективной работы.

11

Испытывать гордость за великие
произведения русских
художников, литературные
произведения писателей.

Сводный учебный план
№
п\п

Наименование раздела, тема

Количеств
о часов
1-й год

1

Вводное занятие

6

2

(Базовая форма «треугольник»),

19

3

Базовая форма «Воздушный змей»

22

4

Базовая форма «Книжка»

8

5

Базовая форма «Треугольник и воздушный змей»

4

6

Базовая форма «Блинчик»

4

7

Базовая форма «Рыба»

4

8

Базовая форма «Дверь»

5

ВСЕГО час

72

12

Учебный план
Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы «Волшебный мир бумаги» рассчитано на
один год обучения (с сентября по май) и с 1 по 30 июня. На каждом виде деятельности используется
дополнительный материал: Презентации, аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном,
подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т.д.
Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
1. подготовка к деятельности
2. введение в тему занятия (загадки, стихи…)
3. показ образца;
4. рассматривание образца и анализ;
5. практическая часть
6. показ педагогом процесса изготовления работы;
7. самостоятельное изготовление детьми работы;
8. оформление образца
9. анализ работ детей.
Обучение искусству оригами начинается со «школы оригами» – с базовых форм. База – простая сложенная
форма, которая может быть развита во множество различных фигурок, как плоских, так и объемных. Для
успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста искусства оригами необходимо познакомить
их с основными базовыми формами – «треугольником», «дверь», «книжка», «воздушный змей». Изучив
технику складывания данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Занимаясь
по программе «Волшебный мир бумаги», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и
умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти
скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный
оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют
дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы
композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду,
небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
13

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета
передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно
располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в
разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении
оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию
Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей спирали», т.е.
периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания
соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает
уверенность в себе.
Дополнительная образовательная услуга предполагает работу с детьми в форме совместной работы
детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы ДОУ
используются различные формы совместной деятельности: традиционные, игровые. Каждая деятельность
включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Методы, используемые в образовательной деятельности оригами
• словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
• наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ –
выполнение педагогом, работа по образцу и др.)
• объяснительно-иллюстративные (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
• репродуктивные – (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
• частично – поисковые (участие детей в коллективном поиске, решения поставленной задачи
совместно с педагогом).
• исследовательские(экспериментальный) (самостоятельная творческая работа детей).
• практические (выполнение работ по картам и схемам и др.)
• В основе которых лежит способ организации занятий:
• Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
• Групповой (организация работы в подгруппах, парах).
• Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий).

14

4.1 Учебно-тематический план
№
п\п

Наименование темы

Часы

Формы контроля, аттестации

Всего

теория

Практика

1

1

-

Беседы, тестирование, педагогическое
наблюдение.

2.

«Ознакомление со свойствами
бумаги»

1

1

-

Беседы, тестирование, педагогическое
наблюдение

3.

«Ознакомление со свойствами
бумаги»

1

1

-

Беседы, тестирование, педагогическое
наблюдение

4

«Ознакомление с правилами
безопасности»

1

-

1

Беседы, тестирование, педагогическое
наблюдение

«Общие сведения об оригами»

1

-

1

Беседы, тестирование, педагогическое
наблюдение

«Общие сведения об оригами»

1

-

1

Беседы, тестирование, педагогическое
наблюдение

«Флажок»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

«Заяц»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

«Лисичка»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

«Мышь»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое

Вводное «Давайте поиграем»

1.

5
6
7
8
9.
10.
11

«Лягушки»

15

занятие, выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

15. «Ветка рябины»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

16. «Голубь»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

18. «Грибная полянка»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

«Колокольчик»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

20. «Жар –птица»

1

-

1

Беседа, рассуждение, , практическое
занятие выставка готовых работ.

«Сорока»

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, практическое
занятие, выставка готовых работ.

12

«Бабочка»

13. «Воздушный змей»
14

17

19

21

22.

«Превращения стрелы»

«Мухомор»

«Пингвин»

16

1

-

1

Беседа, рассуждение , практическое
занятие, выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, , практическое
Занятие выставка готовых работ.

25. Двухтрубный корабль»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

«Волшебные превращения
26. двухтрубного кораблика»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

27. «Волшебный лес»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

28. «Елочка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

31

«Снегурочка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

32

«Снеговик»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

33

« Снежинка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

23. «Прыгающие лягушата»
24

29.

«Волшебные
превращения
бумажного квадрата»

«Ёлочные украшения»

30. «Дед Мороз»

34. «Новогоднее панно»

17

35

«Коробочка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

36

«Собачка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

37

«Волк»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

38

«Лиса»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

«Сова»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

«Заяц»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

41

«Кошка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

«Курочка»».

1

-

1

42

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

43

«Утка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

44

«Пилотка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

«Скоро День защитника
45. отечества»»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

46. «Самолет»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

39
40

18

47. «Лодочка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

«Яхта»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

50. «Василек»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

51. «Панно хризантемы»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

52. «Корзиночка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

53. «Пчела»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

54. «Улитка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

55. «Весенняя полянка. Жук»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

56

«Лошадка».

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

57

«Грач»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

58

«Экскурсия в зоопарк»
Фотоаппарат

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

48

49.

«Мамин праздник. Тюльпан»

19

99

«Ракета»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

60

«Открытый космос»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

61

«Вертушка для малышей»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

62

«Сапожки»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

63

«Отгадай загадку»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

64

«Солонка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

65

«Журавлик»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

66

«Восьмиконечная звезда»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

67

«Клубника»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

68

«Букет сирени»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

1

-

69

Викторина
когда?»

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

70

«Подарки малышам»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

71

«Ожившая сказка»

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых работ

«Что?

Где?

20

« Оформление альбома
детских работ за период
обучения.»

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

72

4

68

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, , практическое
занятие выставка готовых работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ. , практическое занятие

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Беседа, рассуждение, выставка готовых
работ.

1

-

1

Составление альбома лучших
работ. Проведение выставок

72
итого
69

«Сердечко»

70

«Бантик-бабочка»

71

«Мороженое»

72

«Конфетка»

73

«Гусеница»

74

«Листья»

75

«Гном»

76
ит
ог

Оформление работ

8
8

0

21

Содержание программы
1.Вводное «Давайте поиграем»
Теория: Заинтересовать работой с бумагой,
знакомить детей с выставкой из поделок, выполненных в технике оригами. кратко рассказываем об истории
оригами.
Дать общее представление о простейших фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), более
подробно рассмотрев квадрат, показать, что квадраты могут быть разных размеров и могут складываться в
другие фигуры (треугольник, прямоугольник, четверть квадрата и т.д.).
Практика. научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей, укреплять
мелкие мышцы рук, аккуратность.
2. «Знакомство со свойствами бумаги»
Теория: Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги.
Практика: Учить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами
3. «Знакомим со свойствами бумаги.»
Теория: Познакомить с различными свойствами и качествами бумаги, научить правильно отбирать бумагу
для изготовления фигурок в технике оригами.
4. «Ознакомление с правилами безопасности»
Теория: Познакомить детей с правилами техники безопасности, рассказать о безопасном пользовании
материалами и инструмента.
Практика: Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки водном направлении. Развивать
мелкую моторику
5. «Общие сведения об оригами»
Теория. Познакомить детей с основными терминами, принятыми в оригами
Практика: Научить детей проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию.
Познакомить с такими терминами как, сторона квадрата, левый верхний угол, правый верхний угол, левый
нижний угол, правый нижний угол
6. «Общие сведения об оригами»
Теория. Знакомить детей со схемами оригами. Показывать условные обозначения, принятые в оригами, и
основные приемы складывания. Учить детей выполнять модели оригами по схемам.
22

Практика: Научить детей распознавать условные знаки, принятые в оригами (линия сгиба, перегнуть и
разогнуть)
7. «Флажок»
Теория: Закрепить основные геометрические понятия квадрат, треугольник, свойства складывания квадрата по диагонали
квадрата.
Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы.Познакомить детей с искусством
оригами.

Практика:
учить детей складывать базовую форму «треугольник»
учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы.

8. «Заяц»
Теория: Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить
детей с условными знаками оригами.
Способствовать созданию игровых ситуаций.
Практика:
Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей.
Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко
следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
9. «Лисичка».
Теория: Продолжать знакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами; Упражнять в
свободном выборе цвета; Развивать объяснительную речь.
Практика:
Упражнять детей в складывании квадрата по диагонали;. Помогать каждому ребёнку добиваться желаемого
результата; Развивать мелкую моторику рук; Закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки;
10. «Мышка»
Теория: Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить
детей с условными знаками оригами.
Способствовать созданию игровых ситуаций.
Практика: Продолжать учить мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты
23

11. «Лягушки»
Теория: Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру;
Практика: продолжать учить мастерить игрушки в технике оригами; развивать конструктивное творчество,
воображение; воспитывать аккуратность, усидчивость.
12 «Бабочка»
Теория: Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; познакомить с изготовлением
простейших поделок в технике оригами. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении
бабочки.
Практика: Изготовление бабочек на основе знакомых базовых форм
13, «Воздушный змей»
Теория: Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; Учить изготавливать поделку из
бумаги - «воздушного змея»; Продолжать учить способу складывания бумаги - по диагонали и в разных
направлениях;
Практика: Изготовление воздушного змея.
14. «Превращения стрелы»
Теория: Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; Учить изготавливать поделку из
бумаги - «воздушного змея»; Продолжать учить способу складывания бумаги - по диагонали и в разных
направлениях;
Практика: Изготовление стрелы
15. «Ветка рябины»
Теория: продолжать знакомить детей с базовой формой «Воздушный змей» воспитывать умение работать в
коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут полюбоваться люди.
Практика: закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей»; Учить детей
правильно самостоятельно «читать» пооперационную карту;
16. «Голубь»
Теория: Продолжать учить детей работать с базовой формой – воздушный змей.
Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.
Практика: Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны.
24

17. «Мухомор»
Теория: Продолжать учить работе с бумагой используя приёмы техники оригами.
Практика: Учить изготовлять новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывания
бумажных квадратов по диагонали, развивать глазомер
18. «Грибная полянка»
Теория: Продолжать учить работе с бумагой используя приёмы техники оригами.
повышать интерес к занятиям через игру;
Практика: учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; Учить изготовлять
коллективную работу
19. «Колокольчик»
Теория: Продолжать учить детей делать из квадрата разные поделки, складывать квадрат в разных
направлениях, используя условные обозначения
Практика: Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны.
20. «Жар –птица»
Теория: Продолжать учить детей делать из квадрата разные поделки, складывать квадрат в разных
направлениях, используя условные обозначения.
Практика: складывать квадрат в разных направлениях, используя условные обозначения при рассматривании
схемы-подсказки. Развивать конструктивные способности, тщательно проглаживать линии сгиба. Развивать
мелкую моторику, закрепить навыки работы ножницами, дополнять поделку дополнительными деталями
(глаза, «пятна» на крыльях).
21. « Сорока»
Теория: Научить детей делать птиц с помощью конструирования из бумаги «оригами»; закреплять умение
детей складывать квадрат по диагонали
Практика: продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.
22. «Пингвин»
Теория: Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы,
складывать квадрат по диагонали. Продолжать учить делать поделку используя схему
Практика: продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперёд части поделки.
25

23. «Прыгающие Лягушата»
Теория: Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру;
Практика: продолжать учить мастерить игрушки в технике оригами; развивать конструктивное творчество,
воображение; воспитывать аккуратность, усидчивость.
24. «Волшебные превращения бумажного квадрата»
Теория: Закрепить умение следовать инструкции педагога; познакомить с новой базовой формой
«катамаран»;
развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание.
Знакомим детей с новой базовой формой
Практика: складывать различные модели самолетов.
25. «Двухтрубный корабль»
Теория: Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; познакомить детей с
новой базовой формой «Блинчик».
Практика: Учить складывать двухтрубный кораблик. Учить использовать готовые поделки в игре.
26. «Волшебные превращения двухтрубного кораблика»
Теория:
Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; познакомить детей с новой
базовой формой «Блинчик».
Практика:
Продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; закрепить умение соединять две
части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; развивать творческое воображение,
фантазию детей.
27. «Волшебный лес»
Теория: Знакомить детей со схемами оригами. Показывать условные обозначения, принятые в оригами, и
основные приемы складывания. Учить детей выполнять модели оригами по схемам.
Практика: Изготовление деревьев.
28. «Елочка»
Теория: Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника; продолжать
учить детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; продолжать знакомить с историей искусства
оригами; познакомить с новой базовой формой «Водяная бомбочка».
26

Практика: изготовление елочек, используя базовую форму ««Водяная бомбочка».
29. «Ёлочные украшения»
Теория: Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику;
Практика: продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, уже известные приемы
складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
30. «Дед Мороз»
Теория: вызвать радостное настроение от новогоднего праздника; воспитывать самостоятельность,
усидчивость.
Практика: Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, использую схему; совершенствовать
навыки работы с ножницами;
31. «Снегурочка»
Теория: вызвать радостное настроение от новогоднего праздника; воспитывать самостоятельность,
усидчивость.
Практика: Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, использую схему; совершенствовать
навыки работы с ножницами;
32. «Снеговик»
Теория: Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, заинтересовать детей
изготовлением снеговика;
Практика: Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами. Совершенствовать навыки работы с
ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость; Совершенствовать мелкую моторику рук.
33. «Снежинка»
Теория: Уточнить и расширить представления о снежинке.
Практика: Развивать наблюдательность, интерес к изучению природы.
Учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания, закреплять умения и навыки
складывания квадрата.
34. «Новогоднее панно»
Теория: Учить создавать композицию из фигурок, выполненных в стиле оригами.
Практика: Закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой.

27

35. «Коробочка»
Теория: Закрепить знания дошкольников о геометрических фигурах, умение пользоваться линейкой;
побудить к исследованию.
Совершенствовать умение детей последовательно выполнять действия в соответствии с инструкцией
воспитателя, соблюдать правила техники безопасности.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творческие способности, внимание, мышление.
Практика: Учить детей сочетать различные техники для изготовления коробочки — сюрприза в технике
оригами
36. «Собачка».
Теория: Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых
ситуаций. учить оформлять коллективную композицию. Учить проговаривать свои действия, использую
специальную терминологию.
Практика: Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей. Учить
ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя
основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
37. «Волк»
Теория: Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.
Практика: Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей.
Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко
следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
38. «Лиса»
Теория: Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.
Практика: Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей.
Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко
следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию.
39. «Сова».
Теория: Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых
ситуаций. Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую форму – воздушный змей.
28

Практика: Учить выполнять поделку, последовательно делая необходимые сгибы. Проговаривать свои
действия, использую специальную терминологию. Делать необходимые вырезания и украшения.
40. «Заяц»
Теория: Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить
детей с условными знаками оригами.
Практика: Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей.
Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко
следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
41. «Кошка»
Теория: Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить
детей с условными знаками оригами. Способствовать созданию игровых ситуаций
Практика: Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм – треугольник и воздушный змей.
Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат по диагонали, последовательно делая необходимые сгибы, чётко
следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
42. «Курочка»
Теория: Учить детей работать с базовой формой – воздушный змей. Познакомить с поделкой и
последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.
Практика: Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать
знакомить детей с условными знаками оригами.
Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с
условными знаками оригами.
Способствовать созданию игровых ситуаций. учить оформлять коллективную композицию
43. «Утка»
Теория: учить детей самостоятельно определять базовую форму для начала работы; расширять словарный
запас, развивать объяснительную речь. познакомить детей с новым способом складывания бумаги;
Практика: Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать
знакомить детей с условными знаками оригами.
29

44. «Пилотка»
Теория: продолжать знакомить с техникой «Оригами», продолжать учить детей складывать бумагу
прямоугольной формы в разных направлениях; развивать мелкую моторику, усидчивость и аккуратность при
изготовлении поделки,
Практика: Учить ребёнка аккуратно сгибать квадрат, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать
знакомить детей с условными знаками оригами.
45. «Скоро День Защитника Отечества».
Теория: Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам,
старшим братьям, побуждать сделать им приятное;
Практика: Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. Развивать глазомер, мелкую
мускулатуру рук.
46. «Самолет»
Теория: продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиям: прямоугольник, угол,
вершина; формировать навыки работы по схеме; учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа;
познакомить с видами самолетов и их назначением.
Практика: Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. Развивать глазомер, мелкую
мускулатуру рук.
47. «Лодочка».
Теория: Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги;
упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; совершенствовать речь:
Практика: Изготовление лодочки используя базовую форму «Блинчик»
48. «Яхта»
Теория: Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги;
упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; совершенствовать речь:
Практика: Изготовление лодочки используя базовую форму «Блинчик»
49. «Мамин праздник».
Теория: Учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного
оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; воспитывать
аккуратность, усидчивость;
30

Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами.
50. «Колокольчик»
Теория: Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого
результата; развивать творческое воображение фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Практика: Изготовление цветов используя знакомые базовые формы.
51. «Панно Хризантемы»
Теория: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами
Практика: Изготовление цветов используя знакомые базовые формы.
52. «Корзиночка»
Теория: Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.
Практика: Учить детей работать с базовой формой – двойной треугольник. Познакомить с поделкой и
последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы. Учить ребёнка аккуратно складывать
бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.Учить проговаривать свои
действия, использую специальную терминологию. Делать необходимые вырезания и украшения
53. «Пчела»
Теория: учить детей самостоятельно определять базовую форму для начала работы; расширять словарный
запас, развивать объяснительную речь. познакомить детей с новым способом складывания бумаги;
- закрепить умение следовать инструкции педагога.
Практика: Учить детей сочетать различные техники для изготовления коробочки — сюрприза в технике
оригами
54. «Улитка»
Теория: продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиям: прямоугольник, угол,
вершина; формировать навыки работы по схеме; учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа;
познакомить с видами самолетов и их назначением
Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами.
55. «Жук»
Теория: Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.
Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.
Практика: Учить детей работать с базовой формой – двойной треугольник. Учить ребёнка аккуратно
складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны.
31

Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Делать необходимые вырезания
и украшения.
56. «Лошадка»
Теория: Познакомить с поделкой и последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.
Продолжать знакомить детей с условными знаками оригами.
Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами.
57. «Грач»
Теория: Познакомить детей с базовой формой «Рыба», учить мастерить поделки с стиле оригами,
совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами
Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами.
58. «Экскурсия в зоопарк» (фотоаппарат)
Теория: Учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и
загибания углов к середине, соединяя 4 готовые детали. Закреплять умения работать по схемам, развивать
мелкую моторику рук.
Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами.
59. «Ракета»
Теория: Уточнить знания детей о празднике « День космонавтики», продолжать учить преобразовывать одну
бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты, закрепить умение соединять 2 части
поделки, вставляя их одну в другую
Практика: Учить ребёнка аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Делать
необходимые вырезания и украшения
60. «В открытом космосе»
Теория: Закрепить знания детей о празднике «День космонавтики», продолжать учить преобразовывать одну
бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты, закрепить умение соединять 2 части
поделки, вставляя их одну в другую
Практика: Учить ребёнка аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Делать
необходимые вырезания и украшения
32

61. «Вертушка для малышей»
Теория: Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, шестиугольника, используя схемы.
Научить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке.
Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами.
62. «Сапожки»
Теория: учить конструировать из бумаги в технике оригами обувь, используя известные приемы
складывания; продолжать учить детей дополнять предметы деталями развивать мелкую моторику пальцев
рук, память, мышление, воображение, творчество, художественный вкус;
Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами.
63. «Отгадаем загадку»
Теория: Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с
некоторыми из них.
Практика: закрепить умение мастерить фигурки оригами
64. «Солонка»
Теория: Познакомить детей с новой базовой формой – конверт. Познакомить с поделкой и
последовательностью её выполнения на основе данной базовой формы.
Практика: Учить ребёнка аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны.
Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Продолжать знакомить детей с
условными знаками оригами.
65. «Журавлик»
Теория: Продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в
происходящем вокруг;
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки.
66. «Восьмиконечная звезда»
Теория: Продолжать учить собирать поделку из нескольких заготовок. Учить аккуратно склеивать заготовки
друг с другом
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки.
67. «Клубника»
33

Теория: Закрепить умение правильно складывать базовую форму, развивать внимание, глазомер,
аккуратность
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки.
68. «Букет сирени»
Теория: Учить мастерить заготовки разной формы и размера, объединяя, составлять красивые букеты из
веток сирени
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки.
69. Викторина «Что? Где? Когда?
Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе с бумагой
через игру
70. «Подарки малышам»
Практика: Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание
заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.
71. «Ожившая сказка»
Повышать интерес к занятиям, используя игровые приемы, закрепить умение мастерить поделки в стиле
оригами, используя пооперационные карты
72. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения
согласовывать свои интересы с интересами других детей

Летний период
1. «Сердечко»
Теория: Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе
с бумагой через игру
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки
2. Бантик-бабочка»
Теория: Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе
с бумагой через игру
34

Практика: Учить ребёнка аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Делать
необходимые вырезания и украшения
3. «Мороженое»
Теория: Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе
с бумагой через игру
Практика: Учить ребёнка аккуратно складывать бумагу, чётко следуя основному правилу: точно совмещать
углы и стороны. Учить проговаривать свои действия, использую специальную терминологию. Делать
необходимые вырезания и украшения
4. «Конфетка»
Теория: Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе
с бумагой через игру
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки
5. «Гусеница»
Теория:
Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе с бумагой
через игру.
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки
6. «Листья»
Теория:
Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе с бумагой
через игру
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки
7. «Гном»
Теория:
Закрепить и уточнить знания об изготовлении поделок в стиле оригами. Повышать интерес к работе с бумагой
через игру
Практика: совершенствовать умение мастерить поделки
8. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения
согласовывать свои интересы с интересами других детей
35

Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной
программой «Волшебный мир бумаги». При реализации программы используются четыре вида контроля:
входящий, текущий, промежуточный, итоговый.
Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей детей при поступлении
в кружок.
Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов программы и личностных
качеств, обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях в течении всего учебного года.
Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительной
образовательной программы по итогам полугодия и учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого
учебного года.
Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной программы – это оценка
уровня и качества освоения детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения
дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апреле-мае в
соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Формами
контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в выставках и т.д.
Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать индивидуальную работу.
Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим средством управления
образовательно-воспитательного процесса.
Полученные данные заносятся в комплексную диагностическую карту и оцениваются по трехбалльной шкале.
3 балла - высокий уровень,
2 балла - средний уровень,
1 балл – низкий уровень.
.График проведения 1-2 неделя сентября. 3-4 неделя апреля
Инструментарий для обследования
(Диагностические задания)

36

Задание №1
Цель: выявить умение детей складывать прямоугольный лист пополам.
Педагог предлагает ребенку сложить лист пополам.
Задание №2
Цель: выявить умение детей складывать квадратный лист по диагонали а прямоугольный пополам
Педагог предлагает ребенку сложить лист по диагонали.
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник,
круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона, линия сгиба).
Педагог показывает ребенку квадрат согнутый пополам и предлагает назвать или показать углы, (стороны, линию
сгиба).
Задание № 5
Цель: выявить умение детей правильно держать ножницы и резать ими по - прямой.
Задание № 6
Цель: выявить умение детей следовать устным инструкциям.
Полученный треугольник сложи пополам.
Качественная характеристика формирования конструктивных умений и навыков в технике оригами у детей
старшего дошкольного возраста
Высокий уровень: (от 16 до 18 баллов)
Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно
называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол,
сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям
Средний уровень: (от 10 до 15 баллов)
Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании
(показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется
следовать устным инструкциям.
Низкий уровень: (ниже 9 баллов)
Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических
фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.
37

Методические материалы
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие: в начале каждого раздела
проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения;
знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при работе; обращение к книгам и
тематическим журналам с материалами, Интернет-ресурсами, посвященными тематике раздела; знакомство с
инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей; обеспечение готовыми
выкройками-развертками, модулями или другими деталями для занятий; объяснение и показ основных
приемов работы, выявление общих и универсальных деталей.
Воспитательный процесс организован следующим образом: путем совместного обсуждения с ребятами
возможного применения отдельных моделей или композиций из них, определение места каждого ученика в
этой общей работе (или роли "солиста": ученик делает одну какую-то модель от начала до конца
самостоятельно, или роли участника общего "хора": каждый участник работы выбирает интересную и
посильную ему группу деталей и тоже выполняет ее самостоятельно); путем поиска аналогий с занятиями по
другим предметам.
Прохождение каждой темы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и
навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Тема предполагает работу с детьми в форме
занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Место
педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и
овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения темы - содействовать
развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности,
совместного творчества взрослого и ребенка.
Тема предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть периодическое возращение
к определенным темам на более высоком и сложном уровне.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Образные представления у дошкольников значительно опережают их практические умения. Поэтому
предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас
детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед
конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для
создания сложных композиций на темы литературных произведений для сюжетно-образной игры.
38

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят,
позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственноэтические
задачи в образной форме. Со старшими воспитанниками проводится углубляющая работа на всех этапах
выполнения задания, уделяется больше разбору и анализу работ, созданных учащимися. При выполнении
задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка
дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач
объемной формы.
С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1) эскиз,
2) воплощение в материале,
3) выявление формы с помощью декоративных фактур.
Тема ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в
выборе способов приготовления поделок.
Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов,
приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и
доверия, открытости, развития толерантности.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и
практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых
лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
39

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность,
способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо
постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы
также помогают при творческой работе.

40

Организационно-педагогические условия реализации Программы
1. Наглядные пособия:
-Таблица взаимосвязи базовых форм.
-Информационный материал: «Базовые формы оригами», «Искусство оригами, «Словарь оригами».
-Карта «Страна оригами».
-Карты «Базовые формы и поделки на их основе» (по разделам программы).
-Натуральные объекты (поделки из бумаги в стиле оригами).
2. Раздаточный материал:
-Пооперационные карты.
-Схемы изготовления поделок.
-Карточки с индивидуальными заданиями.
3. Тематические подборы материалов:
-Игры-сказки: «Оригами сказка Рыбка», «Сказка про Ворона», «Сказка про путешественника»,
демонстрационная игра «Лисичка», ролевая игра «Шапка капитана» (адаптированы для детей 5-7 лет).
-Конспекты учебных занятий по разделам программы.
-Игры по оригами: «Путешествие в страну Оригами», «Лото-оригами», «Орикадабра», «Что? Где?
Когда?», «Всегда с нами оригами!» (адаптированы для детей 5-7 лет).
-Игры, упражнения для развития мелкой моторики.
4. Диагностический материал:
-Диагностика
-Диагностическая карта (индивидуальная).
5. Материально-техническое оснащение:
№ п/п Перечень средств обучения
1
Магнитная доска (с магнитами)
2
Схемы поэтапного складывания
41

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Бумага белая
Бумага разноцветная односторонняя
Бумага разноцветная двусторонняя
Набор цветных карандашей
Ножницы
Набор фломастеров
Клеенки
Клей-карандаш
Картотека загадок
Картотека художественного слова (стихи)
Кадровое обеспечение программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир
бумаги»
Руководитель
педагог дополнительного образования Рзаева Елена Фёдоровна, высшая
программы
категория
Организация
Муниципальное бюджетное учреждение центр развития ребенка детский
исполнитель
сад № 35«Золотой ключик» г. Моздока
Адрес учреждения
РСО-Алания г. Моздок ул. Фрунзе 6
Электронная почта
Телефон
Программа
реализуется

8(86736)
В Муниципальном бюджетном учреждении центр развития ребенка
детский сад № 35«Золотой ключик» г. Моздока РСО-Алания

Возраст обучающихся

Возраст: 5-6 лет

Социальный статус

Воспитанники дошкольного образовательного учреждения
42

Воспитательная работа.
№
п/п
1

дата

воспитательное
событие

4.09.24

«День знаний»
«День мира»

2

содержание мероприятий
Беседа на тему «Путешествие в страну знаний

ответственный
Рзаева Е.Ф

Беседа: «Мы такие разные, но мы все вместе». Просмотр
презентации: «Мир вокруг нас» изготовление голубей, как
символа мира во всем мире.

3.

20.09.24

«День Осетии»

4.

28.09.24

«День Моздока»

Беседа «Моя малая родина»

Рзаева Е.Ф

5

22.10.24

акция «Зеленая
Осетия»

Беседа «Моя Осетия» просмотр презентации «Деревья
родного края» Посадка деревьев на участке ДОУ

Рзаева Е.Ф

6

15.10.24

Творчество К.
Хетагурова

Беседа о творчестве К Хетагурова, чтение стихов.
Изготовление поделок по мотивам стихотворений

Рзаева Е.Ф

Презентация «Народный костюм»

Рзаева Е.Ф

7

4.11.24

Фотовыставка «Я в
национальном
костюме»
Участие в акции

8

«Георгиевская
ленточка
9

В течение
года

Знакомить

с

Рзаева Е.Ф

Дать понятие о значимости праздника День Победы,
просмотр презентаций ко Дню Победы

Участие
символами
в церемонии поднятия флага

государства (гимн,
флаг)

43

Рзаева Е.Ф

Информационное обеспечение.
Нормативно-правовые документы
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением
правительства Российской Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
-Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённые распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16
«Об
утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года.
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений
в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции
(covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г.

44

-Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного врача Российской
Федерации 28.09.2020 года, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
Список литературы
Список литературы для обучающихся
1. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. СПб.: Кристалл, 2004.
2. Гарматин А. Оригами для начинающих. – Ростов-на-Дону: Владис,
2006. – 320 с., с илл.
3. Гарматин А. Оригами. Чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: Владис, 2006. – 320 с., с илл.
4. Делаем 50 оригами. Подготовлено группой художников. - М.: Попурри, 2006.-56с.
5. Мини-энциклопедия. Оригами. Цветы. (Реактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY»,
2013.
6. Мини-энциклопедия. Оригами. Игры и Фокусы. (Реактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB
«BESTIARY», 2013.
7. Мини-энциклопедия. Оригами. Движущиеся модели. (Реактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB
«BESTIARY», 2012.
8. Мини-энциклопедия. Оригами. Самолёты. (Реактор С.Афонькин) – Вильнюс: UAB «BESTIARY»,
2013.
9. Острун Н.Д., Лев А.В. Оригами. Динамические модели. - М.: Айриспресс, 2005.-144с.
10. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2005. -192 с.
11. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 191 с.

45

Интернет сайты:
• http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами
• http://www.origami.ru/
• http://oriart.ru/
• http://www.origami-do.ru/
• http://yourorigami.info/
• http://all-origami.ru/
• http://www.origami.serzhantov.ru/
• http://origamik.ru/
• http://origamir.com/
• http://planetaorigami.ru/
• https://sites.google.com/site/gmopedagogovorigami/home
• http://jorigami.ru/
http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml

46

ПРИЛОЖЕНИЕ
Протокол
промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Волшебный мир бумаги» МБДОУ ЦРР№35
детский сад «Золотой ключик»
от «_» _________202…. г
Название кружка ««Волшебный мир бумаги»
Педагог: Рзаева Е.Ф
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся I года обучения
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п

Фамилия, имя ребенка

умеет
складывать
квадратный
лист по
диагонали. а
прямоугольны
й пополам

умеет различать и
называть
геометрические
фигуры (квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
круг).

Умеет различать и
показывать
геометрические понятия
(угол, сторона, линия
сгиба).

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
47

умеет следовать
устным
инструкциям.

умеет правильно
держать ножницы и
резать ими по - прямой.

Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________

48

Протокол
входного контроля обучающихся в кружке «Волшебный мир бумаги» МБДОУ ЦРР №35 детский сад
«Золотой ключик» от «____» _________2024 г
Название кружка «Волшебный мир бумаги»
Педагог: Рзаева Е.Ф
1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся I года обучения.
2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие
3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий.
№ п/п

Фамилия, имя ребенка

умеет
складывать
квадратный
лист по
диагонали. а
прямоугольны
й пополам

умеет различать и
называть
геометрические
фигуры (квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
круг).

Умеет различать и
показывать
геометрические понятия
(угол, сторона, линия
сгиба).

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

49

умеет следовать
устным
инструкциям.

умеет правильно
держать ножницы и
резать ими по - прямой.

Заключение аттестационной комиссии: знания. умения и навыки данных обучающихся соответствуют
входной диагностике.
Подпись членов аттестационной комиссии:
Ф.И.О.________________________
Ф.И.О. ____________________
Подпись педагога___________________

50


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».