Порядок разработки основной образовательной программы

4. Настоящий Порядок разработан в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Примерных образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Основные понятия и термины, используемые в настоящем Порядке
- Дошкольное образовательное учреждение - образовательная организация, осуществляющая в
качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
- Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в
одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных
практиках;
- Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся
общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и
государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
- Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации воспитанника на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства;
- Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению
знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию
способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию
у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
- Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной
единой совокупностью требований;
- Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных
требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и
направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования;
- Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация
(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные
условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат
оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
- Основная адаптированная образовательная программа - нормативный документ дошкольного
образовательного учреждения, разработанный на основе примерной основной образовательной
программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и
содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации
федерального государственного образовательного стандарта;

- Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования,
лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием
или нахождением в образовательной организации;
- Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с дошкольным образовательным учреждением, и выполняет обязанности по
воспитанию, обучению воспитанников и (или) организации образовательной деятельности;
- Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и
инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,
информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные
материальные объекты, необходимые для организации воспитательной и образовательной
деятельности
- Участники образовательных отношений - воспитанники, родители (законные представители)
воспитанников, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие
образовательную деятельность.
3.Статус и формат основной образовательной программы дошкольного образования
3.1. Основой для разработки основной ООП дошкольного образования является федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) дошкольного образования, который
является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
3.2. ООП дошкольного образования является нормативным документом дошкольного
образовательного учреждения, разрабатываемым на основе примерной основной образовательной
программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и
содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации
соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.
3.3. Примерная (ые) основная образовательная программа дошкольного образования
разрабатывается на федеральном уровне с участием субъектов Российской Федерации на основе
ФГОС и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки России.
3.4. ООП дошкольного образования самостоятельно проектируется в дошкольном
образовательном учреждении как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс
основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационнопедагогические условия образовательного процесса.
3.5. ООП дошкольного образования направлена на создание условий социальной ситуации
развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его
всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.),
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
3.6. Содержательной основой ООП дошкольного образования является ее направленность на
создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда
составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственновременные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы
сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников
образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию),
деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным
особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.
3.7. ООП дошкольного образования разрабатывается и утверждается дошкольным
образовательным учреждением в соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных
программ дошкольного образования.
3.8. ООП дошкольного образования реализуется в течение всего времени пребывания
воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.
3.9. ООП дошкольного образования функционально взаимосвязана с основными документами,
определяющим развитие образовательной и воспитательной системы МБДОУ Детский сад —
ЦРР № 35: программа развития дошкольного учреждения, инновационные проекты и т.д.
4.Структура основной образовательной программы дошкольного образования
4.1. Содержание ООП дошкольного образования в обязательном порядке охватывает следующие
образовательные области:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
4.2. Разработка ООП дошкольного образования базируется на обязательном учете следующих
аспектов социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. Структура ООП дошкольного образования представлена обязательной частью и частью,
формируемой
участниками
образовательного
процесса.
Обе
части
являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований соответствующего
ФГОС ДО. Обязательная часть ООП дошкольного образования составляет не менее 60% от её
общего объёма, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - не более 40%.
4.4. Обязательная часть ООП дошкольного образования предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных
областях, указанных в п.4.1. настоящего Порядка, и должна быть направлена на решение
следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и
большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту,
социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на
основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое
плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
4.5. Решение задач развития воспитанников в четырёх образовательных областях, указанных в
п.4.1. настоящего Порядка, должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах
деятельности:
- двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также
при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
- игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
- коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками,
устной речью как основным средством общения);
- познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними);
- восприятия художественной литературы и фольклора;
- элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

- конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей,
бумаги, природного материала и т.д.);
- изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных
инструментах).
4.6. Содержание образовательной работы в рамках реализации обязательной части ООП
дошкольного образования должно обеспечивать развитие у воспитанников первичных
представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах
окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур
стран и народов мира.
4.7. Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, разрабатывается на
основе выбранных и (или) разработанных самостоятельно участниками образовательных
отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы и
отражает следующие основные аспекты:
- видовая принадлежность дошкольного образовательного учреждения (например, коррекционная,
оздоровительная и т.д., указать какая);
- наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения и воспитания детей;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий;
- особенности организации мероприятий по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;
- специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
- поддержка интересов педагогических работников дошкольного образовательного учреждения,
реализация которых соответствует целям и задачам ООП;
– сложившиеся традиции дошкольного образовательного учреждения (группы).
4.8. Часть ООП дошкольного образования, формируемая участниками образовательных
отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения
разработчиков ООП.
4.9. В зависимости от направленности функционирующих в дошкольном образовательном
учреждении групп воспитанников дошкольного возраста - общеразвивающей, компенсирующей,
оздоровительной или комбинированной - могут применяться различные варианты соотношения
обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса, с
учетом приоритетной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
4.10. Для воспитанников старшего дошкольного возраста, в ООП отражается приоритетная
деятельность дошкольного образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых
возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования.
4.11. Общий объем обязательной части ООП рассчитывается в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации ООП дошкольного образования.

4.12. Общий объем обязательной части ООП дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья, которая реализуется в группе компенсирующей
направленности, рассчитывается с учетом направленности ООП, в соответствии с возрастом
воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и
включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией
недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и
(или) психическом развитии воспитанников, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность воспитанников;
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП дошкольного образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.13. ООП дошкольного образования в МБДОУ детский сад — ЦРР № 35 «Золотой ключик»,
включает раздел, отражающий содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного
образования. Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных
образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации ООП для
детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществления квалифицированной
коррекции нарушений их развития.
4.14. Раздел ООП, отражающий коррекционную работу, предусматривает описание специальных
условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
4.15. Коррекционная работа и (или) инклюзивное образование в рамках реализации ООП
дошкольного образования направлены на:
– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной
помощи в освоении ООП;
– освоение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
ООП, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и
особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
4.16. В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества
дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая
в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
4.17. ООП дошкольного образования содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
4.18. Функциональное назначение целевого раздела ООП связано с общим назначением, целью,
задачами и целевыми ориентирами реализации ООП дошкольного образования и способами
достижения данных результатов. Структура целевого раздела имеет следующие элементы:
– цели и задачи реализации ООП дошкольного образования;
– значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе психолого-возрастные
и индивидуальные особенности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их
образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий
(региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса
и др.;
– принципы и подходы к формированию ООП дошкольного образования.

4.19.Задачей содержательного раздела является формирование общего содержания дошкольного
образования. Содержательный раздел ООП включает в себя:
- цели и задачи образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;
- содержание образовательной работы по видам деятельности воспитанников с учётом
используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
- описание основных технологий реализации ООП (форм, методов, приёмов, средств
образования) с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов.
4.20. Функциональное назначение организационного раздела ООП связано с определением общих
рамок организации образовательного процесса, а также механизмов реализации ООП. Структура
организационного раздела представлена:
- характеристикой жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и (или) режим дня, а
также особенностями традиционных событий, праздников, мероприятий;
- особенностями работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах
деятельности и (или) культурных практиках;
- особенностями организации предметно-пространственной развивающей среды;
- характеристикой основных принципов, методов и (или) технологий реализации ООП, в том
числе связанных с обеспечением адаптации воспитанников в дошкольном образовательном
учреждении (группе);
– способами и направлениями поддержки детской инициативы;
– особенностями взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
4.21. Структура ООП дошкольного образования также представлена дополнительным разделом текстом её краткой презентации. Краткая презентация ОПП должна быть ориентирована на
родителей воспитанников и доступна для ознакомления. В краткой презентации ООП должны
быть указаны:
- возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в МБДОУ
детский сад — ЦРР № 35 «золотой ключик», в том числе категории детей с ограниченными
возможностями здоровья, если возможность их образования предусматривается;
- реализуемые примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их
обязательную часть;
- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения разработчиков ООП.
4.22. Механизмом доведения до родителей воспитанников и других заинтересованных лиц текста
краткой презентации ООП является издание соответствующего приказа руководителя
дошкольного образовательного учреждения с указанием формы доведения и ответственных лиц.
4.23. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ,
отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают
неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров. В этой связи в ООП отдельным разделом включаются
целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальные и
психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
4.24. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации ООП, а также от её характера, особенностей развития воспитанников на основе
соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта.

4.25. Разработка каждого раздела ООП дошкольного образования осуществляется в строгом
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, утверждаемым Министерством образования и науки РФ.
4.26. Достижение целевых ориентиров освоения ООП дошкольного образования осуществляется
на основе разработанной в МБДОУ детский сад № 30 «Родничок» системы условий реализации
ООП дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Данная система включает
в себя следующие основные элементы:
- описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материальнотехнических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
- обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами
ООП дошкольного образования образовательного учреждения;
- механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
- сетевой график по формированию необходимой системы условий;
- контроль за состоянием системы условий.
5. Этапы разработки и утверждения основной
образовательной дошкольного образования
.1. В целях разработки ООП дошкольного образования в МБДОУ детский сад — ЦРР № 35
«Золотой ключик» создается рабочая группа, состав которой утверждается приказом руководителя
дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Состав рабочей группы по разработке ООП дошкольного образования формируется из числа
сотрудников дошкольного образовательного учреждения и представлен руководителем рабочей
группы и ее членами.
5.3. Функцию руководителя рабочей группы выполняет заместитель заведующей по
воспитательной работе, в функции которого входит проведение методической работы.
5.4.Рабочая группа по разработке ООП дошкольного образования формируется из числа
воспитателей и педагогов.
5.5. Рабочая группа осуществляет разработку проекта ООП дошкольного образования, используя
в качестве основы ФГОС дошкольного образования и примерную(ые) основную образовательную
программу дошкольного образования.
5.6. Разработанный проект ООП дошкольного образования рассматривается руководителем
дошкольного образовательного учреждения и педагогическим советом. В случае наличия
замечаний и предложений проект ООП дошкольного образования отправляется на доработку в
рабочую группу. Решение о согласовании ООП с педагогическим советом закрепляется
соответствующим протоколом.
5.7. Следующим этапом является рассмотрение проекта ООП дошкольного образования советом
родителей (родительским комитетом) (законных представителей). Решение о согласовании ООП с
советом родителей (законных представителей) (родительским комитетом) закрепляется
соответствующим протоколом.
5.8. После всех этапов согласования ООП дошкольного образования утверждается в соответствии
с уставом дошкольного образовательного учреждения.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений при разработке и
утверждении основной образовательной программы дошкольного образования
6.1. Руководитель дошкольного образовательного учреждения имеет право:
- формировать рабочие группы по разработке ООП дошкольного образования, отдавать
соответствующие распоряжения и осуществлять контроль за данной деятельностью;
- рассматривать ООП дошкольного образования на этапах ее разработки и подготовки к
утверждению;
- давать предложения и рекомендации по формированию ООП дошкольного образования;
- утверждать ООП дошкольного образования в соответствии с уставом общеобразовательного
учреждения.

Обязан:
- руководствоваться в своей деятельности законодательством в сфере образования и
подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку ООП
дошкольного образования;
- учитывать мнения участников образовательных отношений и других заинтересованных сторон в
процессе разработки и утверждения ООП дошкольного образования;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.2. Педагогические работники
Имеют право:
- участвовать в разработке ООП дошкольного образования;
- использовать лучший опыт других образовательных организаций при формировании
содержательной части ООП дошкольного образования;
- повышать свою квалификацию с целью совершенствования образовательных программ;
- давать предложения и рекомендации в ходе разработки ООП дошкольного образования,
высказывать свое мнение в ходе ее обсуждения;
- участвовать в согласовании ООП дошкольного образования.
Обязаны:
- соблюдать в своей деятельности законодательство в сфере образования и подзаконные
нормативные правовые акты, регламентирующие разработку ООП дошкольного образования;
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.
6.3. Родители (законные представители) воспитанников:
Имеют право:
- участвовать в обсуждении ООП дошкольного образования, высказывать свое мнение, давать
предложения и рекомендации;
- участвовать в согласовании ООП дошкольного образования.
Обязаны:
- соблюдать права и свободы других участников образовательных отношений.

Принято на заседании педагогического совета протокол № 3 от 31 марта 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».